Статья - сравнение

Авторский и массовый кинематограф

Сходства и различия двух китов современного кино
"Бывают удивительно своевременные изобретения. Например, широкоформатное кино появилось как раз тогда, когда актеры на экране стали большую часть времени проводить лежа."
Макс Фавелли
Что такое авторское кино?
Авторское кино – это кино, которое целиком делает сам режиссер. В этом кино главное место занимает идея создателя. Режиссер ставит целью не получение выгоды, а донесение до зрителя своих взглядов, убеждений. Режиссеру не приходится задумываться о том, понравится ли массовому зрителю его фильм. Он знает, что найдется аудитория, которая получит от его фильма неподдельное удовольствие. Обычно это кино интеллектуальное, не для всякого зрителя.
Источник: http://www.allwomens.ru/1178-chto-takoe-avtorskoe-kino.html
Умереть не страшно. Страшно, что после смерти могут снять фильм и тебя сыграет Паттинсон.
Стивен Спилберг
Режиссер
Что такое массовое кино?
Массовое кино или мэйнстрим – (от англ. mainstream) основной поток, главное направление. Применительно к кинематографу это наиболее популярная его форма, соответственно имеющая большую часть зрителей. Сегодня массовое кино, а именно – голливудские фильмы, блокбастеры, то есть фильмы, главной характерной чертой которых является зрелищность.
Источник: http://www.lumiere-mag.ru/evolyuciya-elitarnogo-i-massovogo-kino/
Если в конце года я могу сказать, что я видел десять по-настоящему — без всяких скидок — хороших фильмов, значит, год удался.
Квентин Тарантино
Режиссер
Почему происходит такое деление?
Так исторически сложилось, что в большинстве стран кинематограф изначально был государственным, однако в США государство никогда не следило за кино и не контролировало его. Этим и обуславливается создание большого количества студий на территории Америки. Со временем этих студий становилось меньше, но были и те, кто нашел, как выживать в непростых условиях кино – они создавали фильмы для зрителей с низким доходом, а такой публики в Америке тех годов хватало. Такой аудитории нужно было «что попроще», поэтому американский кинематограф довольно долго был в тени западных коллег. Однако, сегодня все изменилось, именно США диктует тренды всему миру и имеет в своей коллекции самые известные студии : Sony, Universal, MGM и т.д., которые, к слову существуют именно с момента «бума» частных киностудий в Америке начала 20-го века. Так традиционно и сложилось, Американские фильмы – легкие, простые для привлечения максимальных доходов со зрителей, в Европе же кино продолжает развиваться, как искусство.
Кто главный на площадке?
В авторском кино – это режиссер. Все идеи, задумки, съемки и т.д. находятся на его плечах, за результат также несет ответственность именно он. Продюсер в авторском кино – это спонсор, который вкладывается в проект режиссера.
В массовом кино – это продюсер. Задумка фильма и идеи его реализации в массовом кино ложатся полностью на плечи продюсера. Режиссер в данном случае – наемный исполнитель, на нем больше лежит организаторская работа, нежели творческий процесс.
Почему же массовое кино победило авторское?
Вопрос сложный, но многие киноведы называют главными убийцами авторского кино Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса, именно их фильмы («Индиана Джонс» и «Звездные войны» соответственно) в конце 70-х – начале 80-х запустили новый виток развития массового кино. Показав на своем примере, какие деньги можно собирать с кинопроката во всем мире, Лукас и Спилберг дали старт такому массовому кино, которое мы видим и по сей день. Естественно, что переход зрителей от одного вида фильмов к другому не был молниеносным, люди ходили и на простенькие боевички, и на серьезные экзистенциальные драмы, но сегодня, спустя 30 с лишним лет перевес аудитории массового кино над аудиторией авторского очевиден.
Чтобы увидеть сегодня, насколько низка доля зрителей даже у маститых режиссеров авторского кино по сравнению с массовыми проектами, достаточно взглянуть на последние сборы Вуди Аллена и условного "Дедпула". На сегодняшний день "Дедпул" побеждает Вуди Аллена.
Зритель:
Так чем же плохо массовое кино?
А.М.:
На самом деле - ничем, просто современное массовое кино, это не кинематограф в традиционном его понимании. Сегодня часто массовые фильмы называют визуальным аттракционом, что достаточно лаконично характеризует их главную задачу.
Зритель:
И что же это за главная задача?
А.М.:
Задача - развлечь зрителя. Причем приемы, используемые создателями современных массовых фильмов, практически идентичны: динамичный сюжет, лаконичные диалоги, яркие спецэффекты, запоминающийся саундтрек и т.д. Зритель сегодня идет смотреть не на режиссера и актеров, а на жанр. Хочется любви на грани смерти, тогда есть мелодрама, хочется геройского спасения мира, тогда есть боевик, хочется испытать чувство страха, тогда есть ужасы. Зритель идет в кино за определенной эмоцией, массовое кино отвечает его потребности.
Зритель:
А авторское кино зрителей развлекать не хочет?
А.М.:
Конечно хочет, ни один режиссер сознательно не создает картину, чтобы сделать её скучной. Просто в авторском кино развлечение - это не главная цель. Когда режиссер творит в авторском кино, он может закладывать туда любые смыслы и делать такие акценты, которые посчитает нужным, и далеко не факт, что такой акцент будет сделан на развлечение зрителя. Тут хорошим примером станет "Цвет граната" Параджанова, где фильм станет абсолютно непонятной статичной картиной без слов, если не разобраться в биографии армянского поэта и его творчестве.
Зритель:
А не многого ли требует авторское кино от зрителя?
А.М.:
Отнюдь. "Божественную комедию" также сложно понять, если не ознакомиться с биографией Данте и не прочитать историческую справку того времени, тогда как "50 оттенков серого" не требует особенной эрудиции для чтения и понимания всех смыслов. Тут уж каждому свое.
Зритель:
Хорошо, я решил попробовать разобраться в авторском кино, какие фильмы посоветуете?
А.М.:
К счастью, не нужно изобретать велосипед, существуют множество списков "лучших фильмов", составленных режиссерами и кинокритиками: Sight & Sound, Empire, рекомендации ВГИКа и многое другое. Главное - искать и смотреть:)

Искусство, и ничего кроме искусства, искусство нам дано, чтобы не умереть от истины.
Фридрих Вильгельм Ницше
Made on
Tilda